Аудит пожарной безопасности

 swid-akkrСвидетельство об аккредитации  ГУ МЧС России по Республике Мордовия №660/Б/0003 от 12.08.2016 г.

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — это одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, и условиям договоров. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности установлены статьей 144 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». То есть собственник имеет право самостоятельно выбрать форму оценки соответствия объекта защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности. Собственник объекта обязан обеспечить безопасность людей, находящихся в здании, а также принять меры по сохранению имущества третьих лиц. Остальные затраты на защиту собственного имущества он вправе определять самостоятельно. В сложных инженерно-технических вопросах пожарной безопасности в состоянии разобраться только научно подготовленный персонал аудиторской компании, а не просто эксперт, имеющий стаж работы в области пожарной безопасности.

 Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 г. № 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». 

 В соответствии с Правилами независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация).

 Независимая оценка пожарного риска включает следующее:

 а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;

 б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

 в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;

 г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

 Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику.

 В заключении указываются:

 а) наименование и адрес экспертной организации;

 б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;

 в) реквизиты собственника;

 г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;

 д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;

 е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил;

 ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения — рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.

 Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.

 В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.

 Что дает собственнику проведение на его объекте независимой оценки пожарного риска?

 В соответствии с п.31 Приказа МЧС России от 28.06.2012 № 375 (ред. от 21.04.2014) Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, органами Госпожнадзора при планировании учитываются сведения о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией. В случае проведения такой оценки с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, органами ГПН плановые проверки в отношении этих объектов надзора планируются не ранее чем через 3 года. В соответствии с п.31 указанного Административного регламента в случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства также не проводится. При этом орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.

 Независимую оценку пожарного риска (аудит) нельзя путать с расчетами по оценке пожарного риска.